music-manager-profession
  • post by:
  • Март 19, 2018

Профессия: музыкальный менеджер

Как живёт, что умеет и с какими трудностями сталкивается музыкальный менеджер?

Задумываешься над тем, как это – работать с рок-звездами? Концерты, поездки, музыка, возможность делать селфи со звёздами… Но не только! Все это тяжелая работа, и не всегда такая веселая, как может показаться.

Менеджер артиста или группы ведет деловые вопросы музыкантов. Ведь большинство из них далеко не так хороши в продвижении и переговорах, как в музыке. Задача менеджера – заботиться о повседневной работе и делах музыканта, чтобы он мог сосредоточиться только на творчестве.

music manager

Кто такой музыкальный менеджер?

Музыкальный менеджер занимается карьерой групп, певцов и диджеев. Основная его задача – координировать людей и проекты, чтобы продвигать музыкантов. Менеджер должен быть организованным и коммуникабельным, обладать деловой хваткой и невероятной стрессоустойчивостью. Ему необходимо поддерживать связь с рекламными агентами, промоутерами событий и талант-агентствами.

Работа менеджера – это 24/7. Он должен быть доступен в любое время суток, без выходных и праздников, и быть готовым решить любую задачу своего клиента.

music manager

Известные менеджеры

Brian Epstein – менеджер The Beatles. Он стал менеджером группы без опыта в музыкальном бизнесе. Однако именно он открыл The Beatles миру, создав их сценический образ, приучив их к дисциплине и научив подавать свою музыку.

Kirk Sommer – один из самых влиятельных музыкальных агентов в мире. Он организовывает туры для The Killers, Adele, Pet Shop Boys, Ellie Goulding, Morrissey, The Shins и Arctic Monkeys.

Troy Carter – музыкальный менеджер Lady Gaga и John Legend.

Sharon Osbourne – жена и менеджер Ozzy Osbourne, британская телеведущая, писательница, музыкальный продюсер и предприниматель.

Tom Parker – менеджер Elvis Presley. В то время, как другие менеджеры получали 10-15 процентов от прибыли музыканта, Паркер получал до 50%. Пресли говорил о Паркере: ‘Я не думаю, что смог бы стать великим музыкантом без него. Он очень умный человек’.

music manager

Что делает музыкальный менеджер?

Музыкальный менеджер — главный фанат музыканта. Он отвечает за раскрутку и публичный образ своего артиста.  Хороший менеджер часто выполняет обязанности пресс-службы, промо-группы, букинг-агента, бухгалтера, организатора гастрольного тура и даже личного консультанта.

Для неподписанных (не имеющих контракта с лейблом) музыкантов менеджер должен:

  • Отправлять демозаписи на лейблы, радиостанции, в СМИ
  • Организовывать концерты и приглашать лейблы и СМИ на шоу
  • Заниматься сайтом и страничками артиста в соцсетях и общаться с фанами
  • Бронировать время в студии для записей
  • Исследовать возможности финансирования для музыканта

Для уже подписанных на лейблы музыкантов менеджеры должны:

  • Согласовать финансовые сделки с лейблом на расходы, гастроли и записи
  • Контролировать команду (бухгалтеров, агентов, мерчандайзеров)
music manager

Как это – быть менеджером?

Simon Banks, основатель компании SB Management, рассказывает о роли менеджера:

‘Менеджер – посредник между артистом и остальным миром. В этой отрасли много драмы. Некоторые музыканты будут не раз звонить со словами: ‘Боже мой, если ты сейчас не сделаешь это, моя карьера окончена!’. И тебе нужно разобраться: что случилось и какие возможные исходы определённой ситуации. Чем это грозит, что будет в худшем и лучшем случаях? Быть дипломатом – это огромная часть моей работы’.

Emma Edgar, 35-летний тур-менеджер, работает с большими мировыми группами от Placebo до Everything Everything уже 16 лет. Прошлым летом она работала на фестивале Download, крупнейшем рок-мероприятии в Великобритании с 100 000 посетителей.

‘Все что угодно – от эго артиста до несварения желудка – может испортить концерт. Решение таких ситуаций требует серьезных навыков. Это не просто управление людьми в хороший день. Это работа с людьми, когда они тоскуют по дому, или когда что-то пошло не так. Менеджер должен знать, когда оставить музыканта в покое, а когда – быть рядом.

Каждый член команды должен быть профессионалом. Туры стали невероятно важной частью дохода музыкантов. Их нельзя подвести, иначе они теряют деньги и рискуют своей карьерой. Жить с коллегами по работе и всеми их недостатками в автобусе 11×3 метра – сложно. Но я люблю наблюдать за людьми и видеть, как они взаимодействуют’.

Также тур-менеджеру нужно справляться со множеством фанатов. Эмма рассказывает: ‘Подростки поп-фанаты – самые сложные. Они очень изобретательны и очень увлечены. Бывает очень сложно, когда утром выходишь из автобуса, а там так много людей’.

Jill Meniketti, менеджер хард-рок группы Y&T рассказывает: ‘Управление группой – неблагодарная работа. Все музыканты постоянно чего-то хотят: больше информации, больше шоу, еще одну запись ­– и хотят это немедленно. Они часто забывают, что всеми этими вещами занимается реальный человек, а не робот. Эта работа не для слабонервных. Нужно быть настойчивым и толстокожим. Мне повезло, что ребята, с которыми я работаю – профи. Но я слышала ужасные истории от других музыкальных менеджеров’.

Tom Begley, тур менеджер группы You Me At Six рассказывает: ‘Каждый артист и тур абсолютно разные. Я участвую во всем: от бронирования гостиниц, полетов или поиске массажиста до того, чтобы накормить музыкантов тем, что они хотят. А иногда я тот парень, раздающий воду в первом ряду. Создание концертов в туре похоже на день сурка. Ты не видишь город, в котором находишься, не покидаешь концертную площадку. И шоу должно быть одинаково крутым каждый день. Все супер-масштабное: даже на репетициях задействовано столько же техники, сколько на концерте.

В дороге случается много странных вещей. Например, музыкант может взбеситься, что кто-то съел его мюсли. Ты как будто попадаешь в чужую огромную семью и отвечаешь за нее. Проблемы бывают разными. Например, как-то мы летели на фестиваль в Латвии, и авиакомпания потеряла наш багаж с инструментами. Мне пришлось звонить и искать технику в стране, где я никого не знал.

Иногда нужно везти артиста в больницу в 4 часа утра или стоять под дождем несколько часов, пока группа подписывает автографы. Ты можешь ночевать в пятизвездочном отеле, но безумно скучать по собственной кровати. И хотя время от времени работа сводит меня с ума, мне нравится то, что я делаю’.

music manager

Типы менеджеров

Какие же бывают музыкальные менеджеры?

  • Персональный музыкальный менеджер. Занимается стратегией и планированием карьеры музыканта. Помогает общаться с фанами, вести записи, публикации, заключает сделки в сферах брендинга, мерчандайзинга и лицензирования.
  • Бизнес-менеджер. Отвечает за доходы и расходы, платежи от имени артиста, налоги, инвестиции. Отвечает за закупку оборудования, помогает своим клиентам с инвестициями, сбережениями и пенсионными фондами.
  • Дорожный и тур менеджер. Управляет логистикой тура, пока артист находится в дороге.В крупных турах он координирует других менеджеров, управляет всеми деталями тура. Менеджер тура отвечает за все детали, включая коммуникации, мерчандайзинг, маршрут, питание, соблюдение райдеров. Отвечает за проживание, суточные выплаты, авансы, депозиты, аренду, комиссии и прочее, в зависимости от контракта. Иногда контролирует работу промоутеров, агентов по бронированию, спонсоров или партнеров.
  • Продакшн-менеджер. Менеджеры по производству тесно сотрудничают с менеджерами туров, помогая с производством шоу. Например, арендой звукового, видео и светового оборудования вопросами грузоперевозок и т. д. Менеджеры по производству занимаются рекламой шоу, помогают координировать как гастрольную, так и местную команды.
  • Технический менеджер отвечает за проектирование, конструкцию и контроль за техникой во время выступления и репетиций.Они тесно сотрудничают с менеджером по производству.

Иногда типы менеджеров объединяются в одном лице и один человек совмещает множество функций.

music manager

Что нужно, чтобы стать менеджером?

Чтобы стать хорошим музыкальным менеджером нужно не только быть общительным и очень ответственным. Нужно разбираться в музыкальном бизнесе, чтоб продвигать артиста.

  • Страсть к музыке. Это первое и главное условие, без которого жизнь музыкального менеджера будет адом
  • Коммуникабельность. С этим навыком у тебя больше шансов заключать успешные контракты и договариваться о лучших условиях
  • Посети бизнес-курс. Музыкальные менеджеры зарабатывают процентом от прибылей. Чтобы стать успешным, важно разбираться в своем деле
  • Читай музыкальные СМИ. Rolling Stone, Billboard, MusicWeek.UA J
  • Найди наставника. Пообщайся с музыкальным менеджером с опытом, он может подсказать, как начать карьеру и рассказать о подводных камнях профессии. Чтобы он помог тебе – будь готов, что придется поработать на него за незначительные деньги или бесплатно
  • Найди работу или стажировку на музыкальном лейбле
  • Занимайся только теми исполнителями, в которых искренне веришь сам

Чтобы стать менеджером, не обязательно иметь специальное образование, хотя некоторые работодатели требуют от кандидатов диплом в сфере музыкального бизнеса или управления бизнес-проектами. Но часто крупные агентства просто предлагают стажировку, которая позволяет получить опыт.

Менеджер Tom Begley рассказывает: ‘Я не был опытным, но я учился. До этого я работал менеджером в Pizza Hut. И никаких учебников для тур-менеджера не существовало. Я не квалифицирован, потому что нет такой квалификации. Всё приходит с опытом’.

музыкальный менеджер

Leave Comments