- post by: Sasha
- 14 октября, 2017
Визуальное искусство: тенденции и явления
В последнее десятилетие визуальное искусство (VisualArt) заметно проникло во многие сферы нашей жизнедеятельности: реклама, архитектура, шоу-бизнесс. Успешно интегрировался визуальный арт и в клубную культуру. Видеоряд, видеоинсталляции стали неотъемлемой частью клубной атмосферы, ведь движущаяся картинка видео, как и музыка, обладает магической властью над человеком.
Но прежде чем заглянуть в клубы и разобраться в визуальной части того безумия, что там происходит, давайте взглянем на современные тенденции в целом.
В более глобальном масштабе можно отметить такие явления визуального арта, как видеоарт, медиаинсталляции, видеоперфоманс, мэппинг, виджеинг, дивиджеинг.
Самыми олдскульными в этом списке являются, безусловно, видеоарт и медиаинсталляции. В общем смысле, можно сказать, что видеоарт – это направление в искусстве последней трети XX века, широко использующее возможности видеотехники. Сюда можно отнести различные опыты с видеотехникой, компьютерным и телевизионным изображением. Принято считать, что видеоарт как авангардное искусство возник на почве протеста массовому телевещанию. Одним из ‘протестующих’ и признанным основателем видеоартаявляется американец корейского происхождения Нам ДжунПайк. Из его самых известных работ можно упомянуть серию видео-Будд. Например, загадочно улыбаясь, Будда смотрит телевизор, в котором видит себя самого, снимаемого в этот момент камерой, укрепленной напротив.
Надо сказать, что в Европе видеоарт, как направление искусства, получил наиболее широкое развитие. Существуют даже высшие школы медийных искусств.
Что касается инсталляций, то здесь корни уходят в начало веков, ведь наскальная живопись это в какой-то мере тоже инсталляция. Но если говорить о современном мире, то инсталляции можно разделить на три категории: обычные инсталляции из стекла, дерева, бетона; виртуальные и видеоинсталляции.
Что касается интересующих нас медиа (видеоинсталляций), то здесь мы уже можем вернуться в любимые нами клубы, где это направление искусства уже достигло большого распространения. Самым простым примером можно привести обычное проецирования футажей на стены помещений и экранов. Где под футажами (footages) понимаются видео фрагменты, которые могут состоять из видеоряда, анимированных фонов, 3D-элементов, анимированных титров, транзакциий, и так называемых частиц.
А также более сложные панорамные видеодекорации на концертах.
А уже практически ни одно выступление мега звезд современной электроники не обходится без видео-перфомансов.
Со своими видео-инсталляциями и настоящим световым шоу выступают звезды PaulKalkbrenner, Plastikman, Skrillex, Justis, DavidGuetta, MagnaticMan, SubFokus, Deadmau5 и многие другие.
Но обратим наши любопытные взоры к более трендовым явлениям в визуальном искусстве, каким в первую очередь, является видео-мэппинг. Новомодное слово буквально заполонило интернет со множеством профессиональных и любительских видео-роликов. Итак, видео-мэппинг (от англ. Мэппинг – отражение, проецирование) – направление визуального искусства, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект окружающей среды с учетом его геометрии и местоположения в пространстве. Фишка мэппинга в том, что он не требует дополнительных приспособлений для зрителей (очков и т.д.), но для того, чтобы проекция выглядела объемной, нужно чтобы зрители находились в определенной точке.
Видео-мэппинг (В.М.) можно классифицировать по объектам, на которые осуществляется проекция:
— архитектурный В.М.
— интерьерный В.М.
— проекция на малые формы
Ярким примером соединения музыки и архитектурного мэппинга можно назвать работу, получившую Гран-при фестиваля ‘Круг света’.
Интерьерный мэппинг представляет из себя проекции внутри любого помещения. Мапятся стены, пол и т.д.
Частным случаем интерьерного мэппинга является fulldome, это тот случай, когда памится все пространство – 360 градусов. Довольно часто такой мэппинг используют в планетариях:
Что касается малых форм, то здесь как нельзя лучше подойдет пример проекции на виниловые проигрыватели:
Если говорить об использовании мэппинга в шоу звезд EDM, то здесь еще мало кто использует данные технологи. Но, похоже, все еще впереди. А вот кто уже хорошенько пошумел своим визуально-музыкальным шоу с использованием технологий мэппинга, так это известный электронщик Амон Тобин. В прошлом году над его выступлениями в поддержку альбома ISAM трудилась целая команда видео-инженеров и дизайнеров. Вот, как это было:
И, конечно, все чаще мэппинг используют в качестве элемента клубных перфомансов. Например, представление на легендарном немецком техно-фестивале Time Warp:
Дальше мы вспомним еще один современный вид визуального искусства, младший брат видео арта – виджеинг.
Виджеинг – это живойперфоманс, который творится в реальном времени. А человека, который создает видеомиксы путем монтажа коротких видеофрагментов (футажей) в режиме здесь и сейчас называют виджеем (VJ).
На сегодняшний день виджеинг имеет всемирный масштаб и признание как отдельного вида искусства. Виджеинг добрался даже до Каннского кинофестиваля, где происходит оценка и награждение работ в этом жанре. Но, конечно, особенно хорошо виджеинг прижился в ночных клубах по всему миру.
Другое дело, что в наших реалиях, виджеев, видеохудожников только-только начинают воспринимать в серьез. (Да, да, это не просто диджей попросил друга во время выступления покрутить видео, чтобы было красиво).
Тогда, как на Западе виджей обязательно присутствует на флаере многих вечеринок, а его имя пишется не мелкоразборчивыми буквами в углу буклета, а размашистым шрифтом наравне с приглашенными диджеями.
Конечно, быть виджеем не просто. Чтобы быть профессионалом в этой сфере этот человек должен хорошо чувствовать музыку, обладать художественным вкусом и при этом богатое образное мышление.
Основной задачей виджея можно считать создание неповторимой, аудиовизуальной атмосферы, при этом, разумеется, желательно находиться на одной ментальной волне с диджеем. Поэтому насколько могут восхищать опытные виджеи, владеющие множеством специальных трюков и примочек, и насколько неприятно наблюдать чью-либо работу, когда применяются сумасбродные эффекты без вкладывания в них особого смысла.
Рабочим пространством виджея обычно является экран или плазмы. Что касается сетапа виджея, то здесь возможны различные варианты. Например, схематично средняя виджейская установка может выглядеть следующим образом:
Чаще оборудование виджея состоит из парочки надежных яблочных лептопов с мощными видеокартами и специальным ПО, видеомикшеров, визуальных синтезаторов, миди-контроллеров, проекторов, вместительных внешних дисков, километров кабелей и прочих недешвых железяк.
Отдельно нужно сказать, что не стоит путать виджея от дивиджея.
Дивиджеи (DVJ) – это более продвинутые диджеи, которые играют не просто музыку, а клипы на эту музыку. Чаще всего дивиджеи работают в более коммерческих стилях, исходя из обилия в этой сфере видеоклипов. Впрочем только клипами дело не ограничивается, в ход идут и вышеупомянутые футажи и фильмы, различный видео, флеш материал.
Работа дивиджея также сложна, как и труд виджея. Здесь в реальном времени нужно контролировать множество параметров. Но, в то же время, профессия (хобби?) предоставляет большее поле для экспериментов и творческого самовыражения.
Конечно, современное визуальное искусство во многом двигает технический прогресс, а также глобальное размытие между искусствами различных жанров. Отсюда возникает множество технологических новинок. Примером такого новшества и хотелось бы закончить нашу статью. Тем более, что речь идет об отечественных разработках. Это интерактивный медиа стол i.m.table.
i.m.table – это универсальный пульт управления любыми мультимедийными компонентами – звуком, видео, светом. В реальном времени на нем можно переключать огромное количество звуковых и видео потоков. Демонстрацией этого пульта прославился украинский проект Жени Филатова – The Maneken:
На этом наши материалы о визуальном искусстве не заканчиваются. В скором времени мы еще более глубоко копнем в удивительный мир визуальной культуры.
Leave Comments Cancel reply
Новые посты:
RELATED POSTS
Стоунхендж построили для усиления звука — новое исследование
Новое исследование предполагает, что Стоунхендж был построен для усиления звука. Использование Стоунхенджа, доисторического памятника в Уилтшире, Англия, было загадкой с момента его открытия. Среди предложений по первоначальному предполагаемому использованию структуры: календарь, часы, место жертвоприношения или даже место для посадки инопланетян. Новое исследование, проведенное в Салфордском университете, показало, что Стоунхендж, возможно, был построен для усиления звука, но […]
NASA превратили фотографии космоса в музыку
Ученые Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) озвучили фотографии центра Млечного Пути, Столпы Творения и Кассиопеи А. Для этого использовался тот же метод, который астрономы используют, чтобы перевести цифровые данные с телескопов в изображения. Снимок с центром галактики сделан с использованием рентгеновских лучей, видимого и инфракрасного света. Данные собирали рентгеновская обсерватория «Чандра» и […]
Винил продается лучше, чем CD-диски впервые за десятилетия
В этом году выручка от виниловых пластинок составила 62% от всех доходов от физических музыкальных произведений. Согласно новому полугодовому отчету RIAA, слушатели музыки купили больше виниловых пластинок, чем компакт-дисков, в первой половине 2020 года, впервые с 1980-х годов, когда компакт-диски не были доминирующим физическим носителем. Из общей выручки от продажи музыкальных произведений в первом полугодии […]
Смотри Вдохновляющие лекции артистов Tomorrowland
Вдохновляющие лекции Tomorrowland Inspiration Sessions теперь доступны для бесплатного просмотра. Обсуждения, принимавшие форму выступлений «идейных лидеров» из различных областей и дисциплин, изначально были частью Tomorrowland Around The World. Онлайн-мероприятие заменило традиционные выходные фестиваля Tomorrowland после того, как они были отменены из-за пандемии коронавируса. Среди спикеров — шведский техноист Ида Энгберг, магнат поп-музыки will.i.am, японская певица […]
Незаконный рейв во Франции собрал около 10,000 человек
Незаконный рейв в регионе Lozère во Франции, который собрал почти 10 000 человек, был закрыт полицией на выходных. Незаконное мероприятие началось в ночь на субботу 8 августа и состоялось на отдаленном горном плато в национальном парке Cévennes, при этом власти заявили, что не было принято никаких мер социального дистанцирования и безопасности, а также на мероприятии присутствовали маленькие […]